звездица

Созерцание логосов

Созерцание логосов доступно человеку не только в будущем веке, а уже сейчас. Более того, к этому призван человек, через их постижение лежит путь к боговедению. Они сокрыты во всем видимом мире, и требуется лишь правильное отношение к последнему. Ибо все творения Божии с должным искусством умозрительно созерцаемые нами сообразно естеству, возвещают нам те логосы, в соответствии с которыми они получили бытие, и вместе с собой обнаруживают в каждом творении цель Божественного [Промысла].

Это возможно и благодаря тому, что логосы сохранили свое благое устроение и всегда направлены к Богу, даже после вселенской катастрофы, совершившейся по грехопадении Адама. Логос естества всегда пребывает неизменным, вместе с ним обнаруживается Бог, Который познается нами как Благой. Мир во своей основе тоже благ, но иным стал образ бытия этого мира. Тот, кто не довольствуясь внешними, чувственными формами зримого мира, умом постигает его логосы, тот познает, что вся вселенная создана «хорошо весьма» и таковой в основе своей пребывает. Постигший мир логосов увидит, что ничто из зримого не является нечистым, он не найдет никакого противоречия в логосах, потому что тление и брань друг с другом бывает только в чувстве, а в логосах отсутствует всякая противоположность.

По существу своему, по изначальному состоянию идеально все бытие — ведь оно является совокупностью логосов, переплетающихся друг с другом. Их «уплотнение» образует чувственно постигаемую тварь. При этом не каждый логос должен быть «воплощен». Но после грехопадения на уровне феноменального, чувственного мира мы постоянно сталкиваемся со множеством противоречий. Это состояние мира само противоречит своей идее, своему логосу бытия. Ибо мир как Божие творение не является какой-то нечистотой, а нет вообще ничего нечистого среди чувственных вещей, логосы которых пребывают близ Него.
Tags: