звездица

Православие, которое мы потеряли

Со времени крушения атеистической власти прошло более четверти века. Все это время Церковь имела возможность развиваться в режиме полной свободы. Были восстановлены сотни храмов и монастырей. Народ получил доступ к наследию святых отцов. Возник огромный пласт современной духовной литературы. Для излечения болезней церковного организма были созданы фактически идеальные условия.

Однако, анализируя ситуацию за столь длительный период, можно сделать вывод о ряде проблем, носящих непреодолимый характер. Современная православная жизнь продолжает существенно отличаться от апостольского христианства. По многим концептуальным вопросам, касающимся, как мисси Церкви на Земле, так и предназначения человека, смысловые акценты смещены, порой, до диаметральной противоположности. В целом можно говорить, что причины этих проблем носят глубоко системный, внутренний характер. Эта тема создается не для дискредитации Церкви, а для трезвой оценки ситуации, которая со всей очевидностью показывает, что наше православное сообщество дрейфует явно «не в ту степь»…

Рассмотрим различные стороны жизни Церкви с двух ракурсов, с точки зрения древнего христианства и с точки зрения современной ситуации.

1. Из многомиллионной массы крещеных воцерковлены только 3-4%. Это показатель эффективности современного православия.

2. Межчеловеческие отношения в Церкви должны быть такие: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). В реальности: конфликты и скандалы — это болезнь фактически всех приходских общин. О ситуации в виртуальных православных социумах, лучше и не вспоминать. Все 25 последних лет церковный организм остается разобщенным. О единомыслии и апостольской любви говорить не приходится. Эта проблема настолько неподъемная, что она даже не ставится на повестку дня.

3. Духовная жизнь, даже воцерковленных, не идет ни в какое сравнение с христианством эпохи традиционного общества. Основная масса современных православных людей равнодушна к святости, мало кто желает быть «светом миру», как заповедовал Спаситель. Современный среднестатистический христианин — это «свеча, прячущая себя под стол», безинициативное существо, растворенное в толпе таких же молчаливых посредственностей.

4. Многие важнейшие апостольские наставления фактически полностью утратили практическое значение. Допустим: концепция «царственного священства», необходимость интеллектуального познания тайн духовного мира, уверенное отношение ко спасению, координация жизни церкви пророчествами, заповедь о привитии всему человечеству христианского образа жизни и многое другое.

5. В древней Церкви Небесное Царство являлось составляющей настоящего времени, присутствующим здесь-и-теперь и Евхаристии, и в сердце верующих – в их жизни. И о спасении речь шла как о свершившемся факте. – Это было основой уверенности, сохраняемой твердой до конца (Евр. 3, 14). В наше время все «самое вкусное» — спасение, познание Бога и «соучастие в домостроительстве тайн Божиих» — все это перенесено в загробную перспективу.

6. Особо хочется отметить проблему православной символики. На протяжении многих столетий через иконографические и богослужебные символы фиксировались различные аспекты устройства Небесного Царства. Это имело практическое значение, т.к. не только объясняло, принципы взаимодействия человеческой природы с благодатью Бога, но и учило и наставляло им. К настоящему времени можно сказать:  системное понимание концепции православной символики, полностью утрачено. Эта проблема настолько глубока, что она, так же как вопрос о единомыслии и любви, даже не ставится на повестку дня.

7. Как устроен человек? Антропологический вопрос до сих пор является сложнейшей проблемой богословия. Однако, на образе «Спас в силах» мы можем наблюдать подробнейшую схему устройства человека. Т.е. антропологический вопрос был досконально решен еще в эпоху греко-римской империи. И данный образ имел, прежде всего, прикладное значение для духовной жизни каждого христианина. В наше время этот образ трактуется просто как иллюстрация апокалиптического видения Иоанна Богослова. Антропологические смыслы иконографии «Спаса в силах» утеряны.

8. Звездица. Какие аспекты духовной реальности символизирует этот загадочный предмет? Почему он называется «звездица», если по форме это крест? В Священной Истории нигде нет упоминания о складывающемся-раскладывающемся кресте. В «Настольной книге священнослужителя» есть такие загадочные слова: «Даже тогда, когда исторически предмет вводился в церковное употребление, прежде всего из практических соображений, он, по смотрению Божию, оказывается уже обладающим большим символическим значением, которое может открыться сознанию широкого круга людей лишь впоследствии». Получается, что раньше знали о каком-то особенном значении звездицы. Но теперь об этом нет никаких сведений.

9. Тетраморфы. Вся православная атрибутика пронизана изображениями этих священных животных. Какую функцию они выполняют в духовном мире? Почему они являются символами евангелистов? Почему вокруг Престола Бога именно эти животные, а не лошадь, рыба, медведь и павлин? Почему победная песнь тетраморфов такая чудная? Один поет, другой вопиет, третий взывает, четвертый — глаголет? Каков духовный смысл всей этой символики? Информация утеряна.

10. Евхаристический Агнец. Почему Его вырезают кубической формой? Почем святые отцы установили именно такой канон в самом важном таинстве? Информация утеряна.

11. Девятичинная просфора. Почему вырезается именно девять частичек, а не двенадцать, десять или три? Информация утеряна.

12. Почему в ангельской иерархии девять чинов? Информация утеряна.

13. Почему у Херувимов шесть крыльев, а не восемь? Почему верхние крылья — скрещены. И нижние крылья скрещены. А средние — не скрещены. Информация утеряна.

14. Почему высшие ангельские чины — Престолы, изображаются в форме колец с крыльями? Информация утеряна.

15. Почему Христос постился 40 дней? Почему покойников поминают на сороковой день? Почему делают 40 поклонов? Каков духовный смысл этого числа? Информация утеряна.

16. Почему апостолов двенадцать, евангелистов четыре, а Духов Божиих — семь? Информация утеряна.

17. Почему единый Бог живет как Святая Троица? Почему Ипостась Святого Духа исходит, а Ипостась Сына — рождается? Информация утеряна.

18. Зачем нужно славить Бога и зачем нужно Ему поклоняться? Он же — любящий Отец, а не властолюбивый деспот. Кроме общих фраз о благочестивой традиции, никаких вразумительных объяснений найти невозможно.

Вопросов очень много и все они касаются практической стороны духовной жизни. Сейчас все внешние действия совершаются, по большей части, формально, без понимания их места и значения в системе устройства духовного мира. Поклоны, молитвенные правила, акафисты, иконография, структура храма и богослужебный устав — все это было разработано святыми отцами на основе единой концепции, суть которой отображена в символике евхаристического обряда. Что это за концепция? Почему эти вопросы даже не ставятся на повестку дня? Ведь это же очевидно: столь слабое проявление силы духа в современном православии связно с отсутствием стремления быть теми, кем мы уже есть: «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Петр. 2:9), что непосредственно связано с непониманием основ православного учения. Как можно распутать клубок сложнейших проблем нашей Церкви, если мы не интересуемся тем посланием, что через века передают нам святые отцы через шифр евхаристической символики? Если мы не интересуемся нашей Верой?
Замечательная статья в духе истинного традиционализма Генона и Элиаде. Спасибо.
Прошу Вашего милостивого разрешения, уважаемый Илья, на репост статьи в своем блоге на Гайд-парке.

Edited at 2013-08-09 07:45 am (UTC)
Кто говорит о том, что "информация утеряна"?

На большинство заданных вопросов есть прямые и логичные ответы в Писании и творениях святых отцов Церкви и церковном Предании.
Есть ответы на уровне "поверхностного символизма". Допустим, каждая частица в девятичинной просфоре что-то символизирует и это всем известно. Но, почему частиц именно девять, а не три, десять или двенадцать -- здесь полная прострация.
Внес в статью правку и дополнения от Сергея Костюченко.
Вообще, друзья, я за соборность. Если есть какие конструктивные предложения, то дополняйте! Святая Русь - это литургия (общее дело).
m˱ UUƄX ( 6{뻏bTyN*三ld N4 Exxuz Sx8d
Мне кажется, что ответ на этот вопрос прост. Надо только разобраться, что же мы (вернее, православная традиция) понимаем под термином "любовь".
Наш замечательный традиционалист А.Г.Дугин пишет: "христианская любовь - агапе – это уважение, почитание, вежливость, отдавать должное старшим, взаимная гармония друг с другом, лишенная всякой страстности. Но только уже не как у Платона в эросе, интеллектуалистском эросе, холодном и светлом, а на уровне социального уважения, социальной гармонизации. Речь здесь идет, скорее, о смирении, об обуздании самого себя."

Т.е. любовь в христианском понимании - есть как акт восхищения объектом любви, акт его прославления, возвеличивания, так и акт смирения, акт самопожертвования (умаления собственной самости) в пользу объекта любви.

Интересную аналогию можно найти в Бхакти-йоге (йоге любви), где описание любви к Кришне следующее: "Цель "Гиты" вовсе не в том, чтобы научить нас политике или военному искусству. Её цель - шаранагати, безраздельная преданность лотосным стопам Шри Кришны". Любовь к Всевышнему, как мы видим, ведантой описывается как беззаветное служение и абсолютная преданность.

Наверное, данное понимание любви (как преданной любви-послушания к Отцу) во времена патриархальности не требовало ни разъяснений, ни комментарией

Edited at 2013-08-09 11:50 am (UTC)
К внутри Троичной Любви
Любовь – всецелая взаимная и непрерывная метаморфоза Лиц Пресвятой Троицы.
Здесь нет "жертвы", здесь - естественное бытие только в Другом и через Другого.
Почти так должно быть и между человеком и Владыкой, и между людьми.
"Жертвенность" появляется только после "эгоистической" любви.
Поэтому выражение "жертвенная любовь" (в корне своем) - неправильное, некорректное, не отвечающее действительному смыслу Любви.

Edited at 2013-08-09 02:53 pm (UTC)
Re: К внутри Троичной Любви
А если рассматривать Любовь не только как идеальное состояние, но и как процесс, процесс исцеления от эгоизма? В процессе которого (исцеления) приходится и страдать, и жертвовать?
Re: Государственный День России
Стариков предлагает довольно странный выбор дат для Дня России. При всем уважении к героической истории XX века - эти даты никак не могут быть Днем России. Более внятный выбор (и дискуссия по этому поводу) развернута на ресурсе "Русская народная линия" в рамках темы "1025-летие Крещения Руси" (http://ruskline.ru/tema/religia/1025letie_kreweniya_rusi/?p=1).
Мысль: царя на Руси уже не будет
Изралю был дан царь, когда иудеи как бы отвернулись от Бога: они не смогли жить при пророках, которых посыл им Бог, и захотели стабильности - как все, чтобы процедура избрания было за людьми, а за Богом - санкция на то, что произошло снизу.
В России то, что снизу, уже потерпело поражение, поэтому будет - сверху: под управлением Владыки - будут все научены Богом...
< В России то, что снизу, уже потерпело поражение,

"Господь пришел на землю и потерпел порожние." если следствие твоей логики.
А Царь уже есть он жив и ходит по земле, это личность, человек, помазанный на царство.

< будет - сверху: под управлением Владыки - будут все научены Богом...

Земля подножие престола его.
это не исключает Власти Царской, но только ее подтверждает.

Или Ты Более Серафима Саровского Чудотворца. Что провозглашаешь обратное его пророчеству.
- Факт реальности: жизнь с царем на ранг ниже, чем жизнь с пророком, читай - с Владыкой.
- Мы живем в исторический период, когда открывается инфернальная глубина падения человечества, из которой вывести может только Бог Владыка. Куда примкнуть - решает сам человек. И нет заранее ничего предустановленного, из того, что может поменяться - что может поменять Единый Законо-Датель. И еще: это - время , когда мы можем вместить бОльшее.
- Пред Богом все равны. А человекам свойственно ошибаться, и я из них - не последний)))
то что мы Цари и Боги и Священники на это указывает Бог.
но и у ангелов есть иерархия, Малым чем умалил от Ангелов.
как в семье не может быть равноправие так и в нашей семье человечества Господь поставляет каждого по его предузнанию, на свае место, и дает ему свае дарование.
но худо случается от того что не каждый знает в чем состоит его счастье.(НЕ ЗНАЕТ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО ЧТО НЕ СПРАШИВАЕТ, А ЕСЛИ И СПРАШИВАЕТ ТО НЕ СЛУШАЕТ)
по этому всяк взявшийся за орало и озирающийся по сторонам не управлен в Царствии Небесном.
а попросту - Знай себя и хватит с тебя.
Я - высказал свою мысль (вне связи с кем-либо), причем, кратенько обосновал ее.
А Вы своего что хотите то?
Эти же слова - все известны.


Edited at 2013-08-13 04:53 pm (UTC)
Русские слоны... на Советский манер
Илиино пророчество и по срокам сбылось:
см. Мы можем http://eot.su/node/15935

Edited at 2013-08-20 07:00 am (UTC)
к Трапезным...
...Почему бы не собрать? Почему бы чаю не попить? Почему бы в лото с ними не поиграть? Почему бы не порукодельничать?

Церковь должна быть местом социальной активности и образовательных проектов. Вот так я вижу будущее Православия.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3200687.html