Звездица

«Даже тогда, когда исторически предмет вводился в церковное употребление прежде всего из практических соображений, он, по смотрению Божию, оказывается уже обладающим большим символическим значением, которое может открыться сознанию широкого круга людей лишь впоследствии» (Настольная книга священнослужителя).

Главный элемент

i400
Что такое любовь?
Как наполнить свою душу багодатным светом?
Как этот свет сохранить и приумножить?
Как разобщенную и деморализованную толпу потребителей преобразить в святой народ?

На решение этих вопросов ушло три столетия.Когда понимание процесса соединения человеческой природы с благодатью Бога было доведено до совершенства, святые отцы разработали специальную систему символов, посредством которой и зафиксировали ответы на все эти важнейшие вопросы.

В христианстве главное — это Любовь. Поэтому концептуальным ядром, организующим всю систему христианской символики, стал элемент, обозначающий Любовь.

Этот элемент был разработан святителем Иоанном Златоустом. Он представляет собой две жестяные полосы, скрепленные посередине подвижно, так что их можно раздвигать и сдвигать крестообразно.

Ioann-Zlatoust

Данная конструкция была названа Звездицей. Название происходит не из-за формы предмета, а из-за его смыслового значения, тождественного Вифлеемской Звезде.

Волхвы — это ученые люди, обладающие духовно-интеллектуальным знанием. Посредством науки они определили звезду, ведущую к Богомладенцу Христу.

35

Евхаристическая Звездица — это символ научно-исследовательского пути, ведущего к духовно-интеллектуальному познанию Бога. Именно Звездица является ключом к пониманию всей христианской символики. Посредством этого символа христиане много веков знали, как сохранять и приумножать святость.
прот. А. Шмеман, Дневники
Воскресенье, 11 октября 1981

Сегодня - наплыв исповедников. Исповедовал до Великого Входа (служил с о.П.Л[азором]). Я иногда думаю, что до бесконечности развившееся чувство "прегрешений" столь же сильно ослабило чувство, понимание, сознание греха. Ослабело евангельское: "Согреших на небо и пред тобою...". Усилилось - "мои недостатки, мои слабости...", то есть всяческая интроспекция. Грех - это прежде всего неверность по отношению к Другому, измена. Но уже давно грех оказался сведенным к морали. А ничто так легко не уводит от Бога, от "жажды Бога", как именно мораль. Достоевский: "Без Бога все позволено..." Можно также сказать, что без Бога "все запрещено", ибо всякая мораль состоит, в первую очередь, из запретов и табу. "Поссорился с женой": но в ссоре с женой, которую любишь, почти всегда неважно содержание ссоры, то, "из-за чего" она произошла. Важен, мучителен, невыносим разрыв, сколь кратким он ни был. И мирятся муж с женой не потому, что они нашли правого и виноватого, а потому, что они любят друг друга, потому, что сама жизнь каждого из них - в другом. Сведенное к морали, к норме - христианство оказывается "непрактикуемым", ибо ни одна из заповедей Христовых неисполнима без любви ко Христу: "Аще любите Меня, заповеди Мои соблюдете...".
Есть тип морального "чистюли", бегающего исповедоваться потому, что ему невыносимо всякое "пятнышко", как невыносимо оно для всякого разодевшегося франта. Но это не раскаяние, это ближе к чувству "порядочности". Однако про святого не скажешь: "Он был глубоко порядочным человеком". Святой жаждет не порядочности, не чистоты и не "безгрешности", а единства с Богом. И думает он не о себе, и живет не интересом к себе (интроспекция "чистюли"), а Богом...
Мораль - это направленность на себя. В "церковности" ей соответствует "уставничество". Но в ней нет того сокровища, про которое сказано: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..." Церковь: ее призвание не в "морали", а в явлении и даре сокровища.


Edited at 2014-03-02 01:51 pm (UTC)