Святая Русь и русское государство

petr_lopukhin
Князь Петр Сергеевич Лопухин (1885 — 1962)

«Святая Русь хочет государства, в котором беспрепятственно живет и развивается христианин. Она хочет, чтобы не было «в воздухе» безразличия ко злу и добру, чтобы была борьба со злом, чтобы не было разделения и властвования одних над другими, чтобы не было соблазнов и тяжких искушений, чтобы была борьба против них».

Каждый народ имеет свои дарования, определяющие характер его стремлений, интересов и жизни, согласно которым народы сознают и называют себя. Так, по стремлению к силе и богатству, назвала себя «Великая» Британия, «Ученая» Германия, и «La Belle» France назвала себя по любви к изяществу и красоте. Русский народ, особо одаренный религиозно, назвал себя — по особой любви к святости — «Святая Русь».

«Святая Русь» — это национальная жизнь народа, признающего смысл и радость жизни в приобщении Богу. Это — народ, выше всего почитающий святость, которая и есть приобщение Богу, природнение к Ему. Как часто в исторической жизни люди ненавидели праведников, убивали их; пророка Исайю перепилили деревянной пилой за то, что в стремлении к святости смысл и правда и радость жизни. И только в этом. И как прекрасен образ старика, пришедшего за несколько тысяч километров из Сибири, чтобы немного побыть с Преподобным Серафимом.

«Святая Русь» не есть жизнь святого народа: история Русского Народа есть сказание о его грехах; но не только о них. Основной чертой его, определившей и давшей право на имя «Святой Руси», была и есть — верность правде: человек Святой Руси грешит, но не лжет, и потому знает, куда и к чему надо возвращаться, когда согрешил и упал.

Святая Русь именно есть русская национальная жизнь, ее характер и настроение, внутренняя жизнь, а не внешняя, не формы жизни, и потому отнюдь не надо представлять себе Святую Русь только и непременно в одеждах того или иного исторического периода. Нет, она может быть во всех одеждах.