аф

Шаг 3. Божественный Разум


Солнечное затмение
Разум — это ум, находящийся в состоянии размышления. Если ум сравнить с солнцем, то разумом являются исходящие солнечные лучи. Если ум сравнить с компьютером, то разумом является процесс обработки информации. Если компьютер выключить, то «компьютерный разум» исчезнет, останется только «компьютерный ум», находящийся в спящем состоянии. Так же и человек, если он не пользуется своим божественным умом и не размышляет о божественных тайнах, то его ум погружается в состояние духовного анабиоза. Божественное сознание русского народа находится в состоянии несветящегося солнца.

Шаг2_Ум-5

Что такое разум?
Разум — это всегда процесс, движение, действие, сила, энергия. Человек отличается от животного тем, что потенциально наделен тем же Божественным Умом, что и Бог (Разумом Христовым). Структура божественного мыслительного процесса аналогична догмату о Пресвятой Троице. Человек мыслящий — есть человек, думающий по образу и подобию Пресвятой Троицы. Ум, своим действием, с одной стороны, рождает мысль, с другой — изводит из себя энергию разума. Энергия разума устремляется к мысли (почивает в ней), тем самым, поддерживая жизнь мысли своей силой. Мысль же, устремляется к энергии разума, обеспечивая силу разума смыслом её существования. Мысль и энергию разума можно сравнить с формой и содержанием. Одно без другого существовать не может. Мысль-форма, соединенная с энергией-содержанием, возводятся обратно в ум, тем самым делая его «умным». То есть, живым, думающим. Если ум не способен размышлять о духовных вещах и рождать глубокие мысли, то этот ум мертвый.

Шаг2_Ум-6

Дрессированная обезьяна
Если человек не понимает догмат о Пресвятой Троице, то он не в состоянии использовать божественный потенциал своего разума. Его сознание не способно проникнуть в изначальную суть всех вещей, увидеть во всем руку Пресвятой Троицы, понять действия Бога и соработничать вместе с Ним. Ум человека, не просвещённый святотроическими смыслами, принципиально ничем не отличается от ума животного. Если человек не умеет мыслить духовно, то он и не человек как таковой, а хорошо дрессированный примат.

Шаг2_Ум-7

Интеллект животного лишен возможности выхода за пределы видимого мира. Сознание человекоподобного существа не может воспарить на божественную высоту и осмыслить своё бытие с точки зрения Бога. Он вынужден всю жизнь смотреть на своё бытие с точки зрения домашней скотины. Его душа подчинена законам «мира сего». Он является слепым орудием в руках темных сил. Он всё время ошибается и его «не туда заносит». Он не имеет возможностей для сопротивления, потому что не понимает и не видит угрозы.

Шаг2_Ум-8

Дрессированный примат не в состоянии проникнуть в божественные смыслы православной веры, увидеть сакральные структуры литургического богослужения, изложить своими словами суть догматов, мыслить в системе святоотеческой духовной логики. Дрессированный примат считает, что знание сакральных тайн для спасения вообще не нужны. Если такое человекоподобное существо окажется на необитаемом острове, он не сможет самостоятельно воссоздать литургическое богослужение, потому что его душа не является храмом Пресвятой Троицы. В его сердце не прописаны догматические смыслы православной веры. И он не понимает внутреннюю логику богослужений. Он ходит в храм как молчаливое животное, инстинктивно выполняя предписанные инструкции, наивно надеясь, что когда-нибудь количество перерастет в качество. Однако, если не знать, как из зернышка Крещения произрастить Умное Древо Небесного Царства, то оно никогда и не вырастит.

****************************************************************************
Константа Веры № 002. Богоподобный Разум. Принципиальным отличием человека от животного является наличие духовного мышления. Если душа не просвещена Светом Христова Разума, то человек по факту является всего лишь высокоразвитым приматом. Он слеп к духовным вещам. Сакральные смыслы Православной Веры для него закрыты.
****************************************************************************
Шаг2_Ум-9

Сотворение Мира
Чтобы привести Творение из небытия в бытие, Бог начал действовать: производить в Своём Уме мыслительный процесс — размышлять о Творении. Результатом этого процесса стало явление Творения.

Таким образом, Творение является результатом действия Божественного Ума. Когда Бог думает, возникает Небо и Земля: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19). «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 10:12).

Промысел
О Творении Бог думает постоянно, поэтому Творение существует постоянно. Если Бог перестанет думать о Творении, оно исчезнет. Аналогичным образом исчезнет изображение с монитора, если обесточить компьютер. Существование Творения поддерживается энергией Божественного Ума, постоянного размышляющего о Творении.

Альфа и Омега
Мысль Бога постоянно воспроизводит все этапы и элементы Творения, от самого Начала и до самого Конца. Мыслительная энергия Бога (Благодать), подобно водному потоку, постоянно циркулирует от Начала к Концу. Тем самым осуществляется существование тварного бытия.

Шаг2_Ум-10

Божественный Разум (Разум Христов) — это движение энергии от точки Начала Творения, до точки Конца Творения. Началом и Концом является Бог Слово Иисус Христос. Таким образом, Божественным Умом является Сам Христос, содержащий в Себе всё Мироздание. Если Мироздание сравнить с рекой, то руслом реки (от истока и до устья) будет Божественный Ум. Божественным же Разумом станет движение воды, протекающей от истока до устья.

Агнец и Престол
Бог задумал Творение как систему Богочеловеческого бытия. Поэтому, началом размышления Бога о Творении является Богочеловек в состоянии «Агнца». Конечным результатом Божественного Размышления о Творении, является Богочеловек в состоянии «Нового Иерусалима». Символом Нового Иерусалима является Престол. Система Богочеловеческого Бытия описана в 21 главе Откровения ап. Иоанна Богослова. Эта система имеет структуру куба. Поэтому Евхаристический Агнец и Престол имеют форму куба.

Великий Вход
Литургическим символов размышления Бога о Творении является Великий Вход. Название обозначает Вход Бога в Творение. Во время Великого Входа кубический Агнец переносят с Жертвенника на кубический Престол. Тем самым показывается всё Мироздание целиком, весь его путь от Начала и до Конца. Чтобы Творение существовало, Бог должен о нём постоянно помнить. Поэтому во время Великого Входа поминают священноначалие и всех верующих людей. Символом выхода Бога из Творения является совершаемая в этот же момент Литургии Херувимская песня.

Шаг2_Ум-11

Если во время богослужения понимать изначальную суть происходящего, то ум человека соединяется с Умом Бога и в сердце приходит необыкновенная благодать.

Анафора
Богослужебным символом движения Благодати (от точки начала Мироздания, до точки его завершения) является Евхаристический канон (Анафора). Евхаристический канон — это логический путь движения Божественного Разума, в процессе которого создается Творение. Поэтому чины Евхаристических канонов являются различными интерпретациями этого пути. Все они построены на перечислении элементов Мироздания и событий Священной Истории, выстраиваемые в логическую последовательность, от Бога к человеку и от человека к Богу.

Разум Христов
Таким образом, Бог думает через всё Творение. Само Творение является как бы «нейронно-логической сетью» Божественного Ума. Через познание Анафоры (пути движения Божественной Мысли, проходящего через всё Творение), происходит соединение ума человека с Умом Бога. Данный процесс приводит к преображению сознания. Человек получает «Разум Христов» и начинает смотреть на мир глазами Бога.

****************************************************************************
Константа Веры № 003. Божественный Разум. Божественный Разум — это процесс размышления Бога о Творении. Размышляя о Творении, Бог (внутри собственного Ума) приводит Творение из небытия в бытие. Человек, осмысливая дела рук Божиих, приводит свой дух из небытия в бытие. Возводя ум к познанию Творца, мы соединяемся с Божественным Разумом и наследуем Жизнь Вечную.
****************************************************************************
Любви желаю Всем, и РАдости, и Счастья.
Бог есть то Всё, мы отраженье лишь Его, Христос условная там Планка,
Всё Было, есть, и будет до того, одним Познанье то, другим- Приманка!
Почитайте Шмемана "Евхаристия. Таинство Царства", чтобы понять, что на самом деле "символизирует" Малый и Большой Вход и т.п.
В богослужении двойная символика. Одна отражает земные события Священной Истории, другая — небесные сакральные тайны.
нету двойной символики, вам придумали эту историю те, кто забыл как оно было на самом деле :)
Всё правильно сказали: земное и Небесное.
Но не в том толковании. Малый Вход к примеру, это раньше Епископ входил в храм ВМЕСТЕ с народом, и перед входом творили песни, молитвы, свой обряд был.
Всё что от этого осталось - малый вход, который якобы символизирует выход Христа на проповедь. НЕТ.
«Однако же и то подобает разуметь, что богословское учение двояко: одно — неизреченно и таинственно, другое — явленно и постижимо; одно — символическое и ведущее к таинствам, другое — философское и аподиктическое; так что в слове соплетено с выразимым невыразимое. Одно убеждает и делает связной истину говоримого, другое же действует и утверждает в Боге ненаучимыми тайноводствами».
свт. Дионисий Ареопагит

«Всякий видит, что, с одной стороны, прием отеческих толкований совершенно не подобен современному, а, с другой стороны, толкования Отцев носят на себе характер известного единства. Какими же основоположениями руководствовались Отцы Церкви при толковании слова Божия? Вот вопрос, который может быть назван основным по своей важности для разрешения задач современного богословия и роковым по трудности своего разрешения».
Этот вопрос, интересовавший еще митрополита Антония Храповицкого (1863 — 1936), занимает и нас.

«Язык богословия по самой природе своей есть язык символический. От этого языка отреклось «научное» богословие в убеждении, что символ можно — и не можно, а должно — разъяснить при помощи несимволического, дискурсивного языка. В этом сущность и первая ошибка всякой схоластики. На деле, однако, этот язык не может этого сделать и потому it explains the symbol away (Отделывается поверхностным объяснением символа, изображением его так, как будто никакого символа нет)».
о. Александра Шмеман
Шмеман как раз пишет о том, что слово "символ" - не страшное.
Есть символ не являющий реальность, а есть являющий.
Напр., можно ли сказать, что Крест - есть символ.
Можно.
Но что, настоящего Креста не было? Был. Значит что делает символ? Являет настоящее.
Или я нарисую сердечко с любовью, являет ли это мою любовь? Да.
Из-за страха перед этим словом католики написали много юридических текстов на тему, что Христос всем Телом пребывает в Чаше и т.п.
Я не против, что за незнанием называют малый вход (и другие части Богослужения интерпретируют неверно) - выходом Христа на проповедь. Это легко принять, когда не читал Шмемана. После него - это благочестивая сказка, не более. Ещё один смысл, хорошо, можно принять как компромисс. Но основной смысл - это память о прошлом, когда всё было по другому, более правильно и сказачно (в хорошем смысле).
Простите, но Вы плохо читали Александра Шмемана.
Другой стороной его богословия Евхаристии и Церкви было утверждение, что нельзя все то, что здесь-и-сейчас, сводить к истории, к прошлому, к ее памяти, "когда все было будто бы сказочно"...
ну так вы поддержали меня получается, потому что я и говорю, на примере Малого Входа, что нельзя это сводить к истории о выходе Христа на Проповедь.
Просто потому, что первоначальный смысл малого входа - воспоминание о входе Епископа. Надо помнить где были и до чего скатились.
Символом прямым, являющим, выхода Христа на проповедь - пусть станет сама проповедь с Амвона, проповедь делами христиан, проповедь миссионеров и т.п., это живой символ.
Никак не получается: я имел в виду как раз "первоначальный смысл малого входа - воспоминание о входе Епископа." А "выход на проповедь" - это просто человеческая выдумка, фантазия человека, лишенного реальной радости Евхаристии, ей нет места нигде.

Edited at 2015-01-13 03:36 pm (UTC)
Это я "имел в виду как раз "первоначальный смысл малого входа - воспоминание о входе Епископа.", а что имели ввиду вы, если спорили со мной, ведь я имел ввиду тоже самое?! :)
Мне показалось наверное, но трудно представить себе, что "Простите, но Вы плохо читали", это форма согласия :)
Короче так: это (исторически) и вход Епископа и народа вслед ему и перенос даров (большой вход) и это (таинственно - метафизически-реально) то, что написано у Ильи.
Вот вам две ссылочки подобрал, вам понравиться должно.
Про безсознательное в православии:
kuraev. ru/smf/index.php?topic=635658

и авангард православного богословия:
kuraev. ru/smf/index.php?topic=639315
Если человек не понимает догмат о Пресвятой Троице, то он не в состоянии использовать божественный потенциал своего разума....//

Эти слова напомнили историю "Трое Вас и трое нас, помилуй нас" См. http://www.hamburg-hram.de/letopis/o-tryox-rybakax/3120.html
А я вот так думаю, что то, что Бытие творится не означает, что оно творится одно и то-же.
Оно всегда разное.
И эта разность зависит и от "ткани Бытия", частью которой является человек, а значит - от человека также.
От человеческого участия.

Вселенная расширяется с ускорением - это значит, что циклы альфа-омега всё шире.
Творение растёт.