аф

В начале было Слово или ничто?

Старая статья с цитатами в раздел Начало.

В современном богословии распространено мнение об изначальном сотворении мира из ничего. Это частное мнение даже называют догматическим, хотя оно не имеет ни одного соборного заключения. Более того, в канонических книгах Священного Писания нет ни единого повода для утверждения подобной точки зрения. Библия и Евангелие наоборот свидетельствуют, что «Вначале было Слово» (Ин. 1:1), а не ничто. Через Слово «начало быть всё, что начало быть» (Ин. 1:3), а не «из ничего».

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» (Пс.32:6). Словом и духом уст — это значит благодатью, выходящей из Господа. Благодать — это всё, а не ничто.

Иоанн Богослов утверждает: «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Если уж нетварная благодать имеет некое таинственное происхождение, то разумнее её и считать началом, а не ничто.

«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Апостол Павел утверждает, что существует прямая связь между нетварным миром Бога и сотворенными веками. Одно вытекает из другого без всякого «ничто».

Апостол Иаков говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов... Захотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам стать некоторым начатком Его творения…» (Иак. 1:16-17). Если уж о сотворенных человеках говорится в категории рождаемости, можно однозначно утверждать, что существует неразрывная преемственность от Самого Бога Отца, до последнего звена творения — человека. И в этой цепочки не предусмотрено место для какого-то странного звена бытийной пустоты, именуемой «ничто».

Св. Григорий Богослов пишет: «Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом». Опять мы видим, что ангелы создаются Словом и Духом из мысли, а не «из ничего».

Иоанн Дамаскин в авторитетном труде «Точное изложение православной веры», описывая концепцию творения, ни словом не обмолвливается о «сотворении из ничего» и утверждает прямо противоположное: «Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. Божественные умы, круговращыаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага». «Все Ангелы сотворены чрез Слово и достигли совершенства от Святаго Духа посредством освящения, по мере достоинства и чина сделавшись причастными света и благодати».

Таким образом, самые первые тварные существа — ангелы, получают своё бытие через Слово, непосредственно проистекая из Него, а не из ничего.
Tags:
Творение "из ничего" означает не более того, что до творения ничего материального не было: никакого вещества, ни даже пространства.
Ваша последняя мысль, что тварные ангелы непосредственно вытекают из нетварного Слова - это плотиновская эманация, чуждая христианству.
Это не моя мысль, а преп. Иоанна Дамаскина. Ангелы -- бесплотные тварные духи. Материя вообще здесь ни при чем. Ангелы -- преломленная и растворенная благодать.
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» (Притчи 9:1-2).

Дом-Престол — это Тетраморфы. Они создают «среду обитания» (духовно-пространственную форму мироздания). Это скрещенный троический свет, образующий кубическую структуру 3-3-3-3.

Семь Ангелов — это расщепленный троический свет (аналогично R-G-B). Они образуют «наполнение дома», содержание мироздания, то, что проецируется внутрь пространства куба. Это семь столбов на которых держится (вытесывается — т.е. изготавливается) любое явление в ментальном или материальном мире. Семь Ангелов — семь труб — семь фундаментальных потоков бытийных энергий, на которых строится История.

Edited at 2015-03-11 04:10 pm (UTC)
Вот именно, что они тварные духи, а благодать нетварна. Путаете тварное с нетварным?
Благодать -- это нетварный свет. Его символом является "орел парящий" (сложенная звездица). Далее "орел парящий" переходит в "жертвенного тельца" (Агнца закланного от начала мира). Звездица раскрывается и после этого осуществляется переход благодати в тварное состояние. Так появляются "вторые светы" -- ангелы. Потом от ангелов --материя. Это уже "третий свет". Далее, из материи человек собирает в себе все виды энергий в целое и получается фаворский свет, в котором соединяется тварное с нетварным.
Не может нетварное перейти в тварное. Они разной природы, иноприродны.
Ничего личного, но как же поиздевались над нашим народом... Современное богословие составлено масонами таким образом, чтобы у людей в головах была каша, чтобы они никогда не смогли собрать целостную картину Мира. Переход одной энергии в другую -- главный принцип созидания творения. Свет переходит в тепло, тепло в электричество электричество в звук и т.п. Материальные энергии -- в ментальные, ментальные -- в духовные, духовные -- в благодатные.
"Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр.11:1-3).
Образ Спас в силах. Христос -- это:Орел (благодать) переходящая в Тельца, Телец (Небо) в Льва, Лев (Земля) в Человека, Человек (Небо и Земля) в Христа.
Переход одной энергии в другую - это закон материального мира, не более. Еще раз говорю, что из нетварного не может изливаться тварное.
Это вы зря так...
И Слово стало плотью...
Соединения нетварного с тварным происходит по халкидонскому принципу. Точно таким образом, как две природы соединены во Христе: божественная и человеческая. Если благодать не соединяется с материей, то и в Евхаристии нет благодати, и в мощах, и в Церкви. и вообще, тогда наш мир не существует)

проф. Осипов:
...тварный мир не является чем-то абсолютно внешним и тем более чуждым для Сотворившего его Бога, совершенно отдельным от Него, с которым Бог не может даже соприкасаться, как это следует из дуалистического мировоззрения или, например, учения Филона Александрийского; также мир не является и эманацией, или порождением, безличной Божественной природы (сущности), где не остается, фактически, ни Бога, ни мира как аутентичных реальностей, как это имеет место в пантеизме; мир, космос - это и не мираж, не призрак и не "мыльный пузырь", как его понимает меонизм.. По христианскому учению, мир предстает, с одной стороны, неразлучно и нараздельно соединенным со своим Творцом, поскольку является "осуществлением" Его вечных, нетварных энергий, с другой - мир, как непричастный природе (сущности) Бога, не сливается с Ним, сохраняя свою реальность, свое "лицо", свою неизменность.

Этот "халкидонский" принцип неслитного, неизменного, нераздельного, неразлучного единения Бога с Его творением проходит через всю историю мира и осуществляется в ней на трех различных уровнях. Первый - творение мира, где единение с Богом по "халкидонскому" принципу находится на уровне причастности мира энергиям Бога, но не Его сущности. Второй - Боговоплощение, где по тому же принципу происходит соединение уже самих природ: Божественной и тварной человеческой во Иисусе Христе. Третий - всеобщее воскресение, новое небо и новая земля (Откр. 21, 1), восстановление всего, когда Бог будет "все во всем" (1 Кор. 15, 28) и когда единение Бога со всем человечеством и всем творением достигает предельной степени, однако без смешения или растворения, т.е. по тому же "халкидонскому" принципу, по которому осуществилось Боговоплощение.
Проф. Осипов отважен, таким и должен быть богослов. Но еще нужно иметь осмотрительность и осторожность в высказываниях.
Перенос халкидонского принципа на тварный мир дерзновенно, но, надеюсь, Осипов все же не оставил свои рассуждения в столь рискованном состоянии, а поставил границы.
Короче, благодать — это фундамент Мироздания, а не какая-то отстраненная энергия. Благодать -- это руки Бога, которыми Он держит Мир. Мироздание соткано из растворенной и преобразованной благодати. Задача духовной жизни -- воссоздать в своей душе Творение (Небесное Царство). Через познание Святых Тайн и приобретается святость.
Современное богословие отредактировано таким образом, что уничтожены все связи. В результате в голове не складывается целостная картина о Творении Божием. Ангелы -- это видоизмененная благодать. Они происходят не из ничего (это глупость и ересь), а приводятся из небытия в бытие, посредством изменения состояния благодати, перехода ее к творческой импровизации: http://tvorenie333.livejournal.com/56448.html
http://tvorenie333.livejournal.com/56665.html
Ваша редакция процесса творения есть вариант плотиновского возникновения мира из эманаций. Не советую увлекаться чтением Дионисия. Ему помог прп. Максим, хоть немного воцерковил его. А так Дионисий - мыслитель не христианского, а плотиновского типа.
Прп. Максим и св. Дионисий жили в разные эпохи)
Байку про псевдодионисия сочинили масоны, чтобы лишить Евангельское Слово новозаветного духа. Свт. Дионисий основоположник богословия: http://tvorenie333.livejournal.com/344289.html
Переход энергий из одного состояния в другое демонстрирует Звездица. Это не эманации, а как бы полная самоотдача, как бы жертва.
Пока не вижу в Ваших рассуждениях радикального отличия от плотиновской эманации.

Одним из первых масонов был, наверное, Тертуллиан. Именно он писал о творении "из ничего".
Озвучьте свое понимание перехода из нетварного в тварное и все прояснится. Итак, есть Бог и есть троический свет. Что дальше?