картечь

Случайно вычитал удивительное в малоизвестном акафисте

«Ангелов предстательства, с праведными чинами, крестообразно обстоят престол Твой, Царю славы, в четвероугольном граде Твоем вышнем, изобразующе превеликую Животворящаго Креста Твоего четвероконечнаго силу…» (Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню: http://akafist.narod.ru/K/Cross5.htm).

Акафисты складываются в особом состоянии соединения с Богом, когда душа насыщается светом Горнего мир. Тогда само собой это переживание, от внутреннего избытка, выливается во внешнюю творческую форму. И часто в акафистах, в этом подлинно народно-духовном творчестве, можно обнаружить настоящие богословские откровения, которые даже опережают академическое богословие.

И в самом деле, разве в каком катехизисе сказано, что ангелы крестообразно обстоят Престол в четвероугольном Граде и формируют четвероконечную силу Божию? Такое может прийти в голову, только если Бог откроет. И вряд ли кто из современных профессоров духовной академии сможет объяснить, о чем здесь идет речь. Во всяком случае, я не знаком с литературой, описывающей структуру духовного мироустройства.
Это правильно - здесь нужно особое в-Дух-новение.
С другой стороны, подобное в-Дух-новение нужно и для того, чтобы различить со-творчество с Владыкой и самостийное человеческое творчество, - думаю, примеры такие также есть.
Потом, символика креста, четырехугольника (квадрата и под.) активно присутствует и в языческой, как сказать (?), "мифологеме". Это свидетельствует о том, что с Креста началось и самое основание Мiра - Логос, ипостасированное нераздельное единство двух естеств, уже и есть Крест. -- Тут истоки "Животворящего". И этого также нет в катехизисе. Хотя, может быть, в чьих-то головах и есть.




("...светом Горнего мир" - тут должна быть буковка "а")))

Edited at 2012-10-10 10:54 am (UTC)
Надо ли ограничивать себя катехизисом.
За акафист спасибо, мысль о том, что Крест это символ вселенной явилась у меня давно.
Дочитал, наконец, этот акафист, заодно - и твой тамошний диалог...
Мне так кажется, данный акафист знаменателен (в "философском" смысле") широкими обобщениями о "природе" Креста, в контексте Библейской истории.
Но данные слова начала 1 Икоса выпадают из общего строя, что и подтверждается, наверное в начале 2 Икоса.
А человеческие косяки, действительно, растворяются, когда - "осознано и выстрадано, выслушано" до последней буквы и звука, оттенка краски, когда и Владыка выходит навстречу...

Edited at 2012-10-17 10:05 am (UTC)
Владыка говорит: время собирать кафель! )
загрузился на счет РНК-ДНК-белок (см. новый пост).