Две составляющих Евхаристии
Человек получает благодать посредством главного Таинства нашей Церкви, через Евхаристию: «…благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Однако, в древности, начиная с эпохи трех вселенских святителей, Евхаристия имела одно важное отличие. Она состояла из двух неотъемлемых и взаимодополняющих компонентов. Собственно, и сейчас, внешне обряд сохраняет эту двусоставную форму. С одной стороны Чаша с дарами, с другой — Дискос с Агнцем и Звездицей:

В практическом плане, понятно, зачем нужна Чаша: именно ее содержимое является главной целью посещения литургии. Через принятие Святых Даров мы причащаемся Богу. В этом и заключается смысл Причастия. Однако, во второй составляющей Евхаристии современный христианин практического смысла не видит. Дискос с Агнцем и Звездицей воспринимается просто как благочестивая дань традиции. Фактически, как непонятный рудимент, не имеющий прямого отношения к самому Причастию. Люди идут в храм, чтобы подойти к Чаше, а не к Звездице.

На самом деле, вторая составляющая Евхаристии является такой же важной, как и Чаша с Дарами. Непонимание этого факта катастрофически искажает Таинство, создавая некую «полуевхаристию». Что в свою очередь порождает полуправославие и невнятную полурусскую цивилизацию.
Начиная с первой Евхаристии, совершенной Спасителем в сионской горнице, причастие Плоти и Крови осуществлялось посредством чаши, вина и хлеба.

Однако, через три века Евхаристия дополняется вторым компонентом. Он состоит из целой системы принципиально новых символов, не имеющих прямого отношения к произошедшему в сионской горнице. В руках Спасителя не было Звездицы. Он не вырезал из хлеба куб и не выкладывал структуру из девяти треугольников. Второй набор евхаристической символики появился через три века, когда святые отцы смогли целиком осмыслить реальность Небесного Царства.

Отличие современного отношения к Евхаристии от изначального, заключается в понимании, не только формы, но и мистического смысла священнодействия. Раньше христиане имели ясное представление, каким образом человеческая природа соединяется с благодатной природой Спасителя. И могли молитвенно евхаристический процесс воспроизводить в себе в повседневной жизни. Этот процесс именовался «молитвой духом».
На физическом уровне причастие происходит через временные промежутки. На духовно-умозрительном все иначе: быть во Христе можно постоянно. Поэтому Евхаристия была образом жизни, постоянным сопричастием Богу. Такое состояние позволяло быть собранным и «восходить от силы в силу» (Пс. 83:7).
Утерянная вторая составляющая евхаристического таинства — это живая духовно-творческая методика причастия к Богу Слову. Она зафиксирована в данной системе сакральных символов.

Посредством творческого осмысления логики священнодействия происходит выстраивание личных отношений с Богом. Человек начинает жить через Бога, через Небесное Царство, через Божественную Любовь. Благодать перестает утекать как вода из пробитого дробью ведра, святость наконец-то начинает стяжаться...

До книгопечатания суть катехизации сводилась к объяснению церковной символики. Когда человек начинал приближаться к пониманию тайн Небесного Царства, тогда его допускали к причастию. Благодать начинала производить преображающее действие и человек получал возможность выстраивать личные мистические отношения уже непосредственно со Святым Духом.
К сожалению, целостное понимание, как системы евхаристической символики, так и самой Евхаристии, сейчас утрачено. В системе духовного образования символика не преподается, почему Агнец вырезается кубической формы народ не знает. Считается, что это всё просто так, потому что так удобнее резать... Таково состояние нашей церкви. На самом деле, Евхаристический Агнец символизирует Небесное Царство, Новый Иерусалим, который и есть Тело Христово. Поэтому он кубической формы (Откр. 21:16).

В практическом плане, понятно, зачем нужна Чаша: именно ее содержимое является главной целью посещения литургии. Через принятие Святых Даров мы причащаемся Богу. В этом и заключается смысл Причастия. Однако, во второй составляющей Евхаристии современный христианин практического смысла не видит. Дискос с Агнцем и Звездицей воспринимается просто как благочестивая дань традиции. Фактически, как непонятный рудимент, не имеющий прямого отношения к самому Причастию. Люди идут в храм, чтобы подойти к Чаше, а не к Звездице.

На самом деле, вторая составляющая Евхаристии является такой же важной, как и Чаша с Дарами. Непонимание этого факта катастрофически искажает Таинство, создавая некую «полуевхаристию». Что в свою очередь порождает полуправославие и невнятную полурусскую цивилизацию.
Начиная с первой Евхаристии, совершенной Спасителем в сионской горнице, причастие Плоти и Крови осуществлялось посредством чаши, вина и хлеба.

Однако, через три века Евхаристия дополняется вторым компонентом. Он состоит из целой системы принципиально новых символов, не имеющих прямого отношения к произошедшему в сионской горнице. В руках Спасителя не было Звездицы. Он не вырезал из хлеба куб и не выкладывал структуру из девяти треугольников. Второй набор евхаристической символики появился через три века, когда святые отцы смогли целиком осмыслить реальность Небесного Царства.

Отличие современного отношения к Евхаристии от изначального, заключается в понимании, не только формы, но и мистического смысла священнодействия. Раньше христиане имели ясное представление, каким образом человеческая природа соединяется с благодатной природой Спасителя. И могли молитвенно евхаристический процесс воспроизводить в себе в повседневной жизни. Этот процесс именовался «молитвой духом».
На физическом уровне причастие происходит через временные промежутки. На духовно-умозрительном все иначе: быть во Христе можно постоянно. Поэтому Евхаристия была образом жизни, постоянным сопричастием Богу. Такое состояние позволяло быть собранным и «восходить от силы в силу» (Пс. 83:7).
Утерянная вторая составляющая евхаристического таинства — это живая духовно-творческая методика причастия к Богу Слову. Она зафиксирована в данной системе сакральных символов.

Посредством творческого осмысления логики священнодействия происходит выстраивание личных отношений с Богом. Человек начинает жить через Бога, через Небесное Царство, через Божественную Любовь. Благодать перестает утекать как вода из пробитого дробью ведра, святость наконец-то начинает стяжаться...

До книгопечатания суть катехизации сводилась к объяснению церковной символики. Когда человек начинал приближаться к пониманию тайн Небесного Царства, тогда его допускали к причастию. Благодать начинала производить преображающее действие и человек получал возможность выстраивать личные мистические отношения уже непосредственно со Святым Духом.
К сожалению, целостное понимание, как системы евхаристической символики, так и самой Евхаристии, сейчас утрачено. В системе духовного образования символика не преподается, почему Агнец вырезается кубической формы народ не знает. Считается, что это всё просто так, потому что так удобнее резать... Таково состояние нашей церкви. На самом деле, Евхаристический Агнец символизирует Небесное Царство, Новый Иерусалим, который и есть Тело Христово. Поэтому он кубической формы (Откр. 21:16).
какой чин использования этих двух составляющих теперь, и какой он был тогда (если можно ссылки, откуда ты это узнал).
Или это - раздельное теперь причастие для свящества Тела и Крови, а для всех остальных - слитное?
2. Причастие едино для всех.
Проблема в раздробленности сознания современного богословия. Евхаристия -- это форма повседневного бытия, а не что-то происходящее только по воскресеньям... Обычная молитва является неотъемлемой составляющей Евхаристии, потому что она соединяет с Богом (причащает Богу). Однако, сейчас духовно-интеллектуальная сторона выведена за рамки Евхаристии. Общепринято, что Евхаристия происходит только на физическом уровне, только через материальные Плоть и Кровь. Это чудовищная ошибка.
Евхаристия -- это причастие Богу всей природой, физической и духовно-интеллектуальной. Именно этот чрезвычайно важный аспект святые отцы подчеркивали, создавая двусоставную систему евхаристической символики.
Edited at 2014-02-24 08:46 pm (UTC)
Поэтому нужно обращаться к Первоисточнику. На счет бинарной сути Евхаристии – информация от ночных инсайдеров))
Ну а "инсайдеры" - они как ночью, так и днем - одни и те же))
Ночные интереснее. Просыпаешься с осмысленным набором «инструкций». И так это все таинственно, мистически!...))
Edited at 2014-02-25 06:35 am (UTC)
Мне думается, что "двусоставность" Евхаристической молитвы одного корня с "двусоставностью" Даров.
(Что-то тут связано и с двумя Природами Спасителя, с двусоставностью малой Церкви Мужа-Жены...)
*
Мне думается, этот Второй момент Евхаристии - от Радости Воскресения. А первый - от Радости Рождения.
Хотя, конечно, - связано все, но - первична Радость, а в ней только и бывает достойное Благодарение...
Edited at 2014-02-27 06:53 am (UTC)