аф

04_Догматика распада

В современной России ситуация диаметрально противоположная. Для основной массы православных людей знакомство с Пресвятой Троицей ограничено формальным знанием Символа Веры. Более глубокое осмысление Тайны не практикуется. Данный вопрос считается неподъемным для сознания неподготовленной публики. Раньше тема Пресвятой Троицы являлась локомотивом проповеди, тянущим в сознание народа все остальные вагоны православного учения. Теперь всё наоборот. Теперь главный догмат плетется где-то в самом конце состава, так что его и не видно…

Такая ситуация сложилась, в основе своей, из-за утраты сакрально-символьного богословия, позволяющего посредством одного знака фиксировать целую систему смыслов. Не имея перед глазами символа, передать словами суть догмата о Святой Троице очень сложно. Более того, без символа происходит «ползучая» утрата смыслов. Т.е., с одной стороны, в догматическом богословии сохраняется целостное описание всех нюансов. С другой в массовом сознании формируется иной образ и искаженное понимание догмата.

Пример. Для подавляющего большинства суть вопроса схематически представляется так: Бог Отец рождает Сына и изводит Духа. Всё, на этом, как правило, данный вопрос считается исчерпанным. В сердце православного народа запечатан примерно такой символ, похожий на циркуль

Доклад-4

Однако, перед нами полуправда. Перед нами не догмат о Пресвятой Троице, а «полудогмат». Сын и Святой Дух не только рождаются и исходят от Отца, но еще и возвращаются обратно в Отца («Въ начáлѣ бѣ́ слóво, и слóво бѣ́ къ Бóгу {у Бóга}, и Бóгъ бѣ́ слóво» (Ин. 1.1)). Именно поэтому ромб в системе православной символики обозначает божественный огонь, т.е. благодать.



Доклад-29
Доклад-30

Благодать — это энергия Истины. Правильное понимание духовной реальности соединяет сознание человека с преображающей энергией Бога. Что в свою очередь определяет весь строй мышления и образ жизни. Однако, если человек с детства верит, что Бог Отец только рождает Сына и изводит Духа, то это вера не в Пресвятую Троицу, а в какое-то бесконечно распадающееся существо... Данная ложная установка задает соответствующий образ мышления, раздробляющий сознание, приводящий к расслабленному духовному состоянию и распаду всего строя жизни.

В конечном итоге, как это на первый взгляд может быть и ни парадоксально,  мы получаем слабый народ, неспособный сосредоточиться на молитве, равнодушный к вере, состоянию своей души, судьбе собственной страны, смыслу собственной жизни.

Следующая часть >>>

Содержание доклада:
1. Постановка проблемы
2. Ситуация
3. В чем сила православия
4. Догматика распада
5. Диверсия
6. Начало Святой Руси — новая проповедь Евангелия Царствия
7. Как вернуть силы, разум, единомыслие и любовь?
8. Оккультная символика и тайна беззакония
9. Циркуль, угольник, G
10. Основа Нового мирового порядка
11. Святая Русь — это мобилизация сознания
12. Первый шаг
13. Лето Господне
Основные тезисы на пути становления Русского Царства
Пользователь avdy_san сослался на вашу запись в своей записи «Основные тезисы на пути становления Русского Царства» в контексте: [...] — догмат о Пресвятой Троице, не используется, а если используется, то формально и искаженно. [...]
Основные тезисы на пути становления Русского Царства
Пользователь dmitri_obi сослался на вашу запись в своей записи «Основные тезисы на пути становления Русского Царства» в контексте: [...] — догмат о Пресвятой Троице, не используется, а если используется, то формально и искаженно. [...]
Я думаю, правильным символом является тетраэдр - просто его неудобно изображать на плоскости.
Можно еще изобразить в виде трехконечной звезды - где из Существа исходят Отец, Сын и Дух - при этом наше богословие действительно очень сильно упростило картину создав "циркуль" (да-да, циркуль)) - здесь у Отца как бы нет своего личного свойства, в то время как они есть у Сына и у Духа: один предвечно Рождается, другой, предвечно Исходит - а "свойство" Отца неуклюже определяется как "нерождение".

Может я скажу ересь, но как-то более гармонично выглядит соотношение этих личных свойств с именно Существом. Так, Отец - это проявление Закона из Существа и дарование его творимому миру, Сын - это рождение мира по Плоти, Дух - оживотворение, т.е. придание миру подвижности. Существо мы не можем разместить в "ромбе", так как получится некая цикличность, где противоположные углы как бы оторваны, отдалены друг от друга. А вот тетраэдр - самый точный образ. Можно, конечно, использовать и треугольник в круге - где круг будет обозначать Существо.

Таким образом Сын рождается из Существа - предвечно(!) Т.е. Ему НЕ НУЖНО возвращаться - Он и не отрывался - исхождение предвечное. Но это исхождение к миру В АКТЕ ТВОРЧЕСТВА. Потому возвращать Сына назад не нужно - ни к Отцу, ни в Существо. Сын, как мы знаем возвращается не в недра и не в "нерожденное" по Отцу состояние - но он возвращается "сидеть одесную" (хотя, при том Он говорит апостолам, что всегда будет и с ними!). Плюс, будет Судить. Судить будет, конечно, Бог Троица, но для нас это будет осознаваемо через Сына.

Т.е. в любом случае схема в виде ромба, где две вершины - это Отец, вряд ли корректна. Не нужно четвертой - духовной, Сущностной вещи ставить в соотвествие снова Отца. И вообще нужно оставить в покое эти попытки соединять линиями Лиц Троицы, ставя им в соответствие личные, двойственные взаимоотношения - их просто там нет! Взаимоотношение одно - ЛЮБОВЬ! Это Сущностное(!) качество. Но эта самая Любовь для мирапростирается в тройственном виде - Закон, Воплощение, Оживотворение. Три столпа мироздания.
Да, чем еще опасен "циркуль" - он реально извращает Троицу, создавая в Её недрах двойственность. Т.е. как бы Сын и Дух являются правой и левой рукой Отца, неизбежно входя в противоречие. А делит надвое мы знаем кто.)
Четвертая это не четвертая, а та же первая Ипостась Отца. Просто ромб является классической схема Догмата, т.к. по этой системе Бог создает Творение, где уже началом и завершением Мироздания является Христос (Альфа и Омега). В символике все условно. Точную модель Жизни Троицы создать не возможно, в любом символе будут свои слабые места. Но, святые отцы договорились использовать ромб. Это классический символ благодати в системе православной иконографии.
И все аспекты догмата рассматриваются, как минимум, в двух плоскостях. Иначе получается ересь. Бог не только един, но и троичен. Отец не только рождает и изводит, но и обратно в Себя "собирает". И так с каждой Ипостасью. Все три одновременно Себя целиком отдают и одновременно как бы "воскресают". Вечное движение любви, о чем говорил свт Григорий.
А богословие это циркулярно-урезанное -- вовсе не наше. Масоны порезвились.
Нет-нет, никакого "урезания" нет - мне кажется вы смешали две вещи - догмат о Троице и догмат о Человечестве Христа.
Ромб - это символ Нового Адама - именно Полноценного Человечества, которое было восстановлено через вочеловечение Сыном.

Четвертичность - она везде и она тесно связана с самим человеком, восходя к "матрице", к идеалу - т.е. Человеку Христу.
Четыре животных, четыре евангелиста, четыре всадника - это все человеку и про человека. А не про Троицу. На по сути не так важно знать что там и как в недрах у Бога, но важно понять, что есть сам человек - каков он в Идеале. Поэтому для человека ромб или квадрат - это его всесторонне развитая природа - тело, душа, ум и Дух/Сердце. В символах: лев, телец, человек и орел. Читая евангелистов в правильном порядке - Марка, Матфея, Луку и Иоанна - мы поднимаемся по этим уровням.

Через Образ и Подобие Творцу мы конечно знаем, что этим уровням соотвествуют Сын, Дух, Отец и Существо. Но все же ромб - это символ Человека, Нового Адама. Для нас именно это важно в практическом смысле. А символика должна различаться: Богу - Богово (троичность), Человеку - человеково (четвертичность).
Еще святые отцы в качестве модели Догмата использовали Звездицу. Она еще точнее передает суть. Мне кажется, это самая совершенна модель. Ромб -- это развернутая модель в плоскости, она порождает проблему "двух отцов" и это следует всегда обговаривать отдельно. Звездица показывает жизнь Ипостасей, как есть, но здесь так же нужно обговаривать тот момент, что лучи звездицы не разлетаются восвояси, а соединяются, так что получается как бы замкнутый тор. Но и здесь имеем проблему: получается, что Ипостаси находятся и в Недре Отчем и вне его. Возможность Звездицы ракрываться и складываться решает это проблему. Но, опять на умозрительном уровне, все нужно додумывать, молитвненно проникать в постижение сути Святого.
А урезанность догмата заключается в том, что о возвращении Ипостасей в недро Отчее снято с повестки дня. Современная система образования этот вопрос замалчивает... А это ведь не шутки, это вторая половина догмата...
Я думаю понятия каких бы то ни было движений от Отца к Сыну и назад - они вообще не могут иметь места быть. Все просто если и есть какое-то взаимоотношение между Отцом и Сыном, то оно в любом случае "происходит" в Вечности. В Боге НЕТ изменения - изменения в нашем понимании. И нет конечно исхождения и возвращения. Эта связь она одна.

Мне кажется нас в свое время запутали сами термины Отец и Сын, и вместо того, чтобы сосредоточится на личностных качествах Отца и Сына, мы стали втискивать их в проекцию нашего природного, тварного процесса рождения - и не важно что это некое происхождение в вечности или происхождение с возвратом (что еще более неправильно, если не ведет к мысли, что никаких направлений и "потоков" тут нет и быть не может).

Что до Звездицы, первоначально она поддерживала Небосвод (и была с округлыми "лучами"), позже перекрестье этого небосвода получило вполне логично имя Вифлиемской Звезды ...и уже потом, как я понял, пошла нагрузка символическим смыслом. Я, честно говоря, соглашусь с любой нагрузкой - ведь в конечном счете наше право использовать дар Творчества. Но главное, чтобы в корне было некое духовное видение - ведь только тогда мы можем более точно избрать символы.
Изначально Звездицей было Христограмма. Т.е. с самого первого века христиане воспринимали Бога Христа именно в святотроическом плане.
В Боге есть изменения, Он -- живой, а не гранитная глыба, застывшая в вечности. Но в нем нет ни тени перемены, потому что Он -- Бог и Его не с чем сравнить. Изменения познаются по отношению к чему-то. Если все мироздание внутри Бога, то, для нас Бог всегда постоянен.
Как нет исхождения, когда Дух исходит, а Сын рождается?
В Боге по Существу нет ни изменений, ни перемен - все, что мы регистрируем и мыслим как движение (любого типа) - это все имеется в Творческом порыве Бога Троицы.

А то что Сын рождается от Отца, то обратите внимание на наш Символ Веры: от кого Сын рождается - от Марии и от Духа... от Духа - не странно ли? )) Т.е. в рождении Сына участвовали оба - Отец, поскольку о Нем говорится, что Он "отдал" Сына и от Духа. В то же время мы утверждаем, что Дух исходит от Отца... но Сын тоже посылает Утешителя... обычно мы эту цитату не очень любим, так как ей пользуются католики...

Наша догматика именно в этом несовершенна. Хотя надо сказать целью Соборов было разрешение конфликтов между богословами и их школами, а не собственно разработка догматической науки и точного описания Бога. На тот момент решили проблему и забыли.

Но реально конфликт можно было решить и другим способом (особенно это касается филиокве) - не городить стрелки от Лица к Лицу в Троице, а признать, что нет между Лицами никакой зависимости, подчиненности или субординации. Везде, где Христос говорит о власти Отца, Он это говорит по своему человечеству. А по человечеству Христос именно родился - воплотился, вочеловечился. Рождение же предвечное это Рождение из Существа Бога. Все три Лица исходят из Существа в Акте Творения, для Акта Творения. Одно исходит как Закон Мира, Второе - как Воплощение Мира, Третье - как Оживотворение Мира. И не нужно ломать голову над всеми этими графиками.

ps Кроме того, места где Христос Человек обращается к Богу Троице, Он логично говорит об Отце. Здесь лингвистическая и традиционная сложность - обращаться необходимо "на ты", плюс, иудеям более понятно обращение к Отцу, а не к Богу Троице, при том, что сам Иисус - есть Сын и Бог. Это бы действительно было неподъемной нагрузкой для ума простых рыбаков.