аф

О восстановлении духовной связи с Богом

Как уже говорилось, духовно-интеллектуальный уровень общества многие годы фактически не меняется. Используемые нашей Церковью средства не дают необходимый результат. Количество открываемых храмов не переходит в качество духовной жизни. Православие находится в состоянии стагнации.

Сложившаяся ситуация имеет конкретные причины и способ решения.

Что такое духовная жизнь?
Духовная жизнь — это общение с Богом, это молитвенная связь со святыми и ангелами. И высшей степенью этих взаимоотношений является Евхаристическое единение с Богом Словом. Таким образом, духовная жизнь — это коммуникация.

Средством коммуникации является язык. Чтобы состоялся обмен данными между двумя субъектами, необходимо строить разговор в системе одного языка. Невидимый мир говорит на принципиально ином языке, далёком от земных категорий. Соответственно, чтобы установить связь между  человеком и духовным миром, нужно, или чтобы Бог спустился на Землю, или чтобы человек поднялся на Небо. Бог на Землю уже приходил: коммуникационная линия восстановлена. Однако, если у нас не получается воспользоваться этой линией, если мы не можем наладить обоюдную и живую связь с Богом, значит мы не знаем духовного языка.

02_Символьное-мышление-4

Язык и сознание
Что первично, язык или сознание? Безусловно — сознание. Язык — это коммуникационный формат, посредством которого мы излагаем наши уже придуманные мысли. Однако, язык имеет и обратное значение: мы не только говорим русскими словами, но и мыслим по-русски. Таким образом, язык и мышление — это «два конца одной палки». С познанием языка, мы прививаем себе соответствующий тип мышления.

Мы умеем мыслить прежде всего потому, что в детстве нас научили говорить. Через обучение произношению системы звуков, подвязанных к системе простых смыслов — азбуке, в душе ребенка формируется матрица сознания, он становится разумным. Если ребенку не прививать знание языка, то он не научится мыслить, не станет разумным, вырастет диким и дремучим Маугли.

Мы все владеем человеческим языком. И мы разумны, в рамках земной человеческой реальности: можем общаться, решать дела, обустраивать жизнь. Однако, невидимая реальность недоступна нашему интеллекту. Небесный мир для нас — белое пятно. И мы думаем, что состояние духовной слепоты — следствие нашей греховности. Однако, это не совсем так. Проблема отсутствия живой связи с Богом — это проблема более лингвистическая, чем нравственная. Соответственно, и решается она значительно проще…

Язык сакральной символики
Дикарь испытывает благоговейный трепет перед человеком, владеющим искусством чтения. Сознание дикаря не в состоянии понять, каким образом из пачки бумаги извлекаются необыкновенные истории. Однако, если объяснить принцип чтения и значение знаков, дикарь научится читать самостоятельно, хотя бы по слогам.

Аналогичная ситуация с нашим духовным состоянием. Мы испытываем благоговейный трепет перед святыми, умевшими общаться с духовным миром. Мы восхищаемся духовной силой древних христиан. И думаем, что сверхъестественные способности открываются только через великие подвиги.

02_Символьное-мышление-3

Однако, всё наоборот. И в древности, и во времена средневековья, христиане владели особым сакрально-символьным языком, посредством которого поддерживали связь с Богом, получали благодатную силу и только после этого совершали подвиги.

Данный язык представляет собой как бы азбуку. Вся церковная атрибутика — это «буквы» сакральной Азбуки Небесного Царства. До синодального периода христиане воспринимали храм как букварь, как систему базовых смыслов, изложенных на языке символов. Этому языку обучали с детства. Весь народ умел мыслить, молиться и говорить духовно, в формате святости. Поэтому и Русь была Святой.



Как это работает?
Таким образом, традиционным средством коммуникации человека с Богом является язык сакрально-символьного богомыслия. Суть мистической системы общения отображена в образе «Спас в силах». Все элементы церковной символики вписаны в единую интеллектуальную модель, отображающую логику Божественного Мышления, при созидании Творения. Поэтому, целостное понимание данного языка, понимание логики Бога Слова, меняет строй мышления, открывает возможность коммуникации с Божией Премудростью, просвещающей разум: «…не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:9).



Речь идет о самых фундаментальных вещах, на которых стояла и стоять будет Православная Церковь. Пока мы не решим эту проблему, Россия так и будет находиться в состоянии неопределенности, способствующем скатыванию к войне и хаосу. Нельзя верить в Бога Слова, без понимания языка Бога Слова.

"Проблема отсутствия живой связи с Богом — это проблема более лингвистическая, чем нравственная. Соответственно, и решается она значительно проще…"

Впервые встретил у тебя эту мысль настолько ясно сформулированной.

Это очень важно.
Потому-что, на текущий момент, все "каналы связи с Богом" являются элитарными, недоступными для основной части народа.

ВСЕ - без единого исключения,- методики говорят: нуууу, дорогой, куда ты со свиным рылом да в калашный ряд, иди потрать всю жизнь на методику, а там уж на свершения и времени не останется.

Тупик.

Поэтому: очень ясно сформулированная мысль. Понравилось.
Спасибо. Действительно, методика духовного преображения весьма примитивна. Нужно поверить в ряд всем известных догматических формулировок, но в определенной последовательности, так чтобы все элементы выстроились в одну простую и понятную школьнику систему. Эта система изображена на образе «Спас в силах». И всё. И в душе затеплится маленькое живое солнышко, начнутся выстраиваться личные отношения с Богом.

«Техническая» простота перехода к новой цивилизационной форме является определенным препятствием. Люди не могу поверить, что столь простыми методами можно изменить мир. Все привыкли к сложности. Особенно, когда тема касается глобальных преобразований, то публика ожидает увидеть, как минимум, кремлевский национальный проект, стоимостью в сорок триллионов. В действительности, нужно просто поверить в Святую Троицу, понять, что такое Божественная Любовь.

Edited at 2014-11-16 09:10 am (UTC)
Красиво говоришь!
Однако, тут у тебя есть ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОШИБКА.
<Мы умеем мыслить прежде всего потому, что в детстве нас научили говорить. Через обучение произношению системы звуков, подвязанных к системе простых смыслов — азбуке, в душе ребенка формируется матрица сознания, он становится разумным.
Ключевой момент тут следующий: прежде, чем мы будем способны начать разумно говорить, мы должны научиться поступать разумно, не употребляя язык говорения, - через совместно-раздельную деятельность взрослый-ребенок. Только уже после этого подключается вторая сигнальная система. И именно только поэтому могут полноценно говорить и полноценно мыслить не только физиологически нормальные люди, но даже и слепо-глухонемые. Если же – просто учить произносить слова, как бы учить лигвистически, то ничего путного не выйдет, даже хуже, чем у попугая.
Поэтому задача много сложнее, чем ты ее тут излагаешь!
Причина не столько в отсутствии понимания "особого сакрально-символьного языка" – это только следствие, а она зарыта гораздо глубже…


Edited at 2014-11-17 12:09 pm (UTC)
Этой проблемы не существует. Даже не представляю, как можно обучаться символике чисто формально, без понимания ее смыслов. Главная особенность языка символов в том и заключается, что в первую очередь объясняется смысл какого-либо явления духовного мира, а потом уже проводится связка к визуальному образу знака, символизирующего это явление. Православная символика является отображением особой интеллектуальной системы, именуемой Божией Премудростью. Она и есть Премудрость. И Она живая, ее нельзя "просто выучить". Сознание человека живое, разум духовный -- живой, это Разум Христов, Сам Спаситель. Без молитвенного контакта с Богом, сакральная символика не поддается обучению. Без молитвы, без покаянного состояния, без духа сокрушенного, в сознании человека элементы символики не соберутся в систему. Другими словами, человек не поймет, не познает, не вместит в себя Божию Премудрость.
Поэтому и задача значительно более простая. Ключевым фактором понимания сакрального языка является Святой Дух, а не человеческие потуги, как со стороны учителя, так и обучающегося. Когда между людьми заходит речь о сакральной символике, то почти всегда возникает особая энергетика, явное присутствие Святого Духа. И эта энергетика начинает "вести", наставлять обе стороны. И разговор складывается по особенному. Символ -- местоприсутствие Бога, и это не слова.
Я то примерно это и имел ввиду и знаю, что ты знаешь, но написал это намерено, чтобы ты, по возможности, корректнее выражался, ибо и от этого много зависит. ))
Прости меня, дурака, слукавил...
Впрочем, еще должна быть санкция со стороны слушающего, чтобы дать место Святому Духу.

Edited at 2014-11-17 05:34 pm (UTC)
Состоялось заседание экспертного совета Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви
http://www.patriarchia.ru/db/text/3840667.html

На заседании обсуждались вопросы включения «Теологии» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, разработки паспорта научной специальности «Теология», а также вопросы совершенствования церковной системы подготовки и аттестации научных кадров в Русской Православной Церкви.
Деян. 8:
5 А Филипп, придя в город Самарийский, проповедовал им Христа.
6 Толпы народа единодушно внимали тому, что говорил Филипп, слыша и видя знамения, которые он творил.
7 Ибо многие из одержимых духами нечистыми, которые выходили с громким воплем, и многие расслабленные и хромые были исцелены.
8 И была великая радость в том городе.

12 Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то были крещены и мужчины и женщины.

14 Услышав же, что Самария приняла слово Божие, находившиеся в Иерусалиме апостолы послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые пришли и помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
16 Ибо Он еще не сходил ни на кого из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда они возлагали руки на них, и те принимали Духа Святого.
************
Вот пример создания новых смыслов, которые ложились на подготовленную и жаждущую почву, которые затем Духом переводились в новую реальность, в т.ч. и коммуникации.