аф

Имя Бога и то, что до Имени…

По слову св. Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, — изъясняет св. Григорий, — … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».



Жесткая привязка Святой Троицы к именам-символам тождественно пантеизму. Тайна Святой Троицы раскрывается в сохранении Тайны. В том, что Сам Бог (кто и что Он есть), остается без имени… Данная безымянная реальность и является точкой отсчета (Отцом-Причиной).
Безымянная, непознаваемая и предвечная реальность Отца обозначается формулировкой «Я есть сущий». Бог есть: «Лицо — Жизнь — Сущность».

Мы узнаем Имя Бога «Троица» по действию (благодати) Творца в Творении. Когда Бог говорит «Я есть сущий», мы никогда не узнаем, кто же есть «Я»? На этот вопрос никогда не будет получено ответа. Поэтому вся догматика о Пресвятой Троице строится, не на познании внутреннего содержания Имен, а на познании внешнего, того, что происходит с жизнью и сущностью Бога. И то, даже внешние отношения Лиц мы познаем, не через непосредственные отношения к Ипостасям Святой Троицы, а через Посредника, через отражение Образа трансцендентного Бога — в явленном твари Боге Слове.

Представь, что имен нет, но Бог есть. Как Он «организует» свое бытие? Как будет жить вечный и безначальный Бог, если Он «Я есть сущий»? «Я» — это не имя, это Лицо. Лицо — не имя. Лицо — это то, кому дают имя. Бог есть Троица, потому что Отец есть Любовь. И всё, что Он имеет, Он отдает целиком и полностью. Отдает всего Себя абсолютно. И что же отдает Отец? Он отдает своё внутреннее троичное бытие.

Лицо Отца (то, что до Имени) — есть сущность жизни Бога. Сущность — есть жизнь Лица Бога. Жизнь — олицетворенная («оличенная») сущность Бога. Данный внутренний триединый порядок Бога Отца (содержание Отца), отдаваемый целиком и полностью «во вне», и определяет бытие Бога как Пресвятая Троица.

Таким образом, то, что до имени «Отец» — Лицо, Жизнь и Сущность Бога, — это триединая связка, каждый компонент из которой нельзя рассматривать отдельно. Так же нельзя их смешивать.
реплика
Если это, отчасти, - ко мне или в связи со мной, то это - мимо кассы.
Все это известно.
И грамотное рассуждение здесь надо начинать (с определенного момента, - а он уже настал) с четкости понятий и их иерархии, иначе - получается лишь благожелательная каша))
***
И будет, когда Имени не будет... (кто-то из великих сказал, не помню кто)
Re: реплика
Вот и зафиксируем принцип триединства жизни, сущности и лица в Отце. Что потом (несколько иначе) разворачивается в Святую Троицу, по принципу показанному в Звездице.
Re: реплика
повторюсь: см. http://troica.trinitas.pro/2014/11/13/k-logicheskim-osnovaniyam-trinitarizma-prodolzhenie-5-2/
Отец, Сын и Дух, как местоприсутственные Имена, "появляются" одномоментно. Иначе - это вариации на тему уже имевших место заблуждений (ересей).
А до Имен Отец, Сын и Дух - Тот, о Ком ничего нельзя сказать или помыслить, как Первый или Пресветлый Мрак. А шагом ранее - просто Молчащий.

Edited at 2014-11-21 09:35 am (UTC)
<Жесткая привязка Святой Троицы к именам-символам тождественно пантеизму. Тайна Святой Троицы раскрывается в сохранении Тайны. В том, что Сам Бог (кто и что Он есть), остается без имени… Данная безымянная реальность и является точкой отсчета (Отцом-Причиной).
Грамотнее вот тут: http://troica.trinitas.pro/2014/11/13/k-logicheskim-osnovaniyam-trinitarizma-prodolzhenie-5-2/
Слишком грамотно, точно не для моего котелка)) У меня он начинает кипеть и свистеть после первого абзаца. Для меня ты — живая, загадочная, ипостасная и трансцендентная сущность!

Хотелось бы уточнить, ты говорил, что сущности (на определенном этапе) нет, что первична ипостась, что жизнь — не жизнь, а рудимент «проигравшего богословия» и т.д. Это аберрация? Понимаешь, у меня принципиально иная картина. Я наоборот все эти вещи ввожу в самое Начало Начал.
На самом деле ты, мы - все правильно делаем. И твое "наоборот", на самом деле, - не наоборот)))
Дело - за богоприличными словами и их соответствующими иерархическими местами.
Если ж уже о Боге ничего нельзя сказать, то тем паче о Начале Начал, так и надо сказать : ничего нельзя сказать, а не делить Его на "эти вещи".
Начало Начал - Молчащий.
Потом - Первый или Пресветлый Мрак.
Далее - Пресвятая Троица (в Именах Отец, Сын, Дух).
Потом - Логос, как Крест Пресвятой Троицы.
Ну и далее, со всеми остановками... - это же элементарно, Ватсон.
Тем паче для того, кто с символьным мышлением на короткой ноге)))

Edited at 2014-11-21 09:57 am (UTC)
Молчание и Начало Начал не значит пустота. Молчание — не отсутствие бытия. Бог всегда сущий. Всегда триединое Лицо-Сущность-Жизнь.
Там же написано: Молчащий не от недостатка, а от преизбытка.
А дальше у тебя песня в формате о. Филиппа.
И это перевернутое богословие мы уже вчера-сегодня, надеюсь, обсудили: подумай и повживайся, буковку "т" вставь...)
Пресветлый Мрак относится к энергиям Троицы, от сущности ее исходящий. Он никак не может быть ранее Троицы. В такой компоновке получается, что, или Троица -- производная от энергий, т.е. тварь, или Пресветлый Мрак -- четвертая ипостась :о)
Я переформатировал его содержание, оставив лишь внешнее слово, как и многое другое: богословие - это очень просто.
Впрочем, вполне устоявшееся здесь еще не все.
Один знакомый инквизитор рассказывал, что на костре все еретики говорят одно и тоже: «вы меня не поняли, я имел ввиду другое, я просто переформатировал»… И, главное, в Священной Инквизиции дураков нет, все понимают, что он действительно «имел другое ввиду». И даже знают, что «это другое», оно, в общем-то, правильное. И еретик, вовсе не еретик, а наоборот, может быть, единственный в городе, кому не все равно как верить, для кого всё это «покайся-спасайся» действительно имеет значение. Однако, начальство требует план. Вот нужно к Рождеству оприходовать сто еретиков и всё. Вынь да положи им эту цифру. А где они их возьмут в наше время всеобщей апостасии и падения нравов? Блудников, кощунников, убийц детей, обжор, любого отрепья – пруд пруди. Сжигай хоть тысячами, хоть каждую ночь. Всем только хорошо будет: народ почувствует заботу, город на освещении сэкономит. Однако ж, нет, начальство строго-настрого запрещает палить живьем грешников. Не того качества иллюминация из них получается. Еретиков – можно, это другое дело. Наука утверждает, что они уже как бы и не люди. Нет у них нервной системы. Делай что хочешь -- не больно им. А пользы от них – цельный вагон. Еретик – он смех и радость приносит людям, потому что освещает это мрак жизни неподдельным светом своего тела. А то, что ты не еретик вовсе, а просто «пошутил» -- это уже не имеет значения.
Ну, а теперь и я скажу: мудреннО!
Может быть как спустя что пойму?
Впрочем, вертится же она. Хотя и не за то его порешили.
**
От редактора записулька: и тут "т" пропала ("освещает это мрак"), - как бы уже на большее замахивается...

Edited at 2014-11-21 02:29 pm (UTC)
"Начало Начал - Молчащий.
Потом - Первый или Пресветлый Мрак.
Далее - Пресвятая Троица (в Именах Отец, Сын, Дух)."

Ряд Фибоначчи: 0,1,1,2,3

Аналогия не прямая, но всё-же...
Перед раз-два-три ещё два шага, причём один из них - тоже "раз", но какой-то другой "раз".
Чем первый отличается от второго? Тем, что во втором появилась воля построить мироздание?
«Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18).
Виктор Артёмов
(Anonymous)
Вот это уже метафора , разве не ты, сказали " Молчание и Начало Начал" ? А Это и есть твоё видение Бог, и раз ты это увидел, то значит ты увидел и Бога. Именно там и Я, Его видел. В самом Начале, как Истину , Перво-Источник Перво- Причину всего Сущего, причину Бытию.
Бог- это Слово, обозначающее Истину, ...первоисточник, первопричину, проявленную в Пустоте, в Хаосе, как Творческая Сила (Любовь) Порядок ..
Так как в материальном мире проявился Первым Источник -Творец, его и назвали Отцом Небесным а то, что еще не появилось , находилось в нём то - Истина = Сын ...До момента проявления Творца - когда они были вместе = Дух Святой. То, что над бездною Вод носилось. Бездна Вод, хаос, - элементарная материя, строительный материал.
Для людей было бы достаточно знать что Бог- это Истина, Первоисточник (Перво-Причина) Сила дающая Жизнь, Правила и Принципы Жизни...Благо. И всё - все во Вселенной подчиняется этой СИЛЕ, Принципам и Правилам...
Только включение Материи - иллюзии в процесс Бытия привносит искажения. создает условия для ошибок, отклонения Именно из-за того, что наш мир материален, происходят ошибки в правильном выборе , в определении правильной ценности, цели ...Люди пользующиеся материальным зрением не видят явлений духовных, т.е. истинной причины. Реагируют в основном на материальные явления, то что по сути является следствием.