аф

Сущность Бога — Ум

По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».

Доклад_03-5

«Сущность же Божественная едина и проста и не допускает никакой инаковости, но вся она есть Ум и вся — Сущая–в–Себе–Премудрость, ибо ее бытие (как Ума и Сущей–в–Себе–Премудрости), тождественно с бытием как таковым. Ведь и Божественный Максим (Исповедник) утверждает: «Но Сам Бог, Целый и Единственный, есть по сущности мышление, а по мышлению Он, Целый и Единственный, есть сущность». Стало быть, мышление в этом случае тождественно бытию… Итак, применительно к сущности Божией бытие тождественно ведению (знанию) Ею Самой Себя (свт. Феофан Никейский).

«Посему-то душа снова восстаёт и озирает мыслию духовное и премирное естество. [...] Разыскивая, она обошла весь ангель­ский чин, и когда в обретённых благах не увидела ис­комого, так стала рассуждать сама с собою: постижимо ли хотя бы для ангелов Любимое мною? И говорит им: не видесте ли хотя вы, Его же возлюби душа моя? По­елику же молчали на такой вопрос и молчанием пока­зали, что и для них непостижимо искомое ею, то, ког­да пытливым умом обошла весь оный премирный град, и от духовных и бесплотных существ не узнала Желанного, тогда, оставив всё обретаемое, таким об­разом признала искомое по одной непостижимости того, что оно такое» (свт.  Григорий Нисский «Толкования на Песнь Песней»).