аф

Без новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности преданию Отцов Церкви

«Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым и их содержанию и силе. Верность преданию — не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности преданию Отцов Церкви» (Владимир Лосский).
Здорово сказано! и хоть не увлекался философией, но доходило постепенно, именно так.
Спасибо!
Без личного творческого осмысления, понять невозможно.
Если человек перестал, отказался Жизнью Жить свою Веру, – все, каюк: дальше он только ублажает сам себя, обманывает себя: читает книги (от прочтения которых у него не загорается сердце, поскольку – или такие книги, или такое сердце), самопознается… У него нет личного творческого дерзновения! Он отказывается тянуться к той планке, к которой призвал нас Владыка!
Спасение – это когда человек стремится узнать волю Владыки о себе и исполнить ее, хотя бы отчасти. Мы призваны к цельности нашего бытия, к творческой цельности, в которой уже сейчас (в доступной мере) были бы сгармонизированы и наша непрерывная обращенность горЕ, и талант рассуждения, и талант практического делания, - чтобы везде действовал один единый цельный творческий человек, со всеми своими способностями и возможностями.
Но, естественно, у каждого – своя планка. Но как же будем держать ответ о талантах, данных нам для оборота?..
Не знаю. Я в свое время провел немало времени за богословскими книгами: Троица, Иисус Хрисос, тварь, человек. Но со временем как то все устаканилось, какое-то понимание образовалось, но и осознание тайны, недоступной человеческой логике также утвердилось. Я думаю, что лучше молиться Пресвятой Троице, нежели пытаться умом охватить Неохватимое. А энергию ума лучше направить на самопознание, на борьбу с грехом.
Борьба с грехом бессмысленна, если его нечем заменить. Грех побеждают любовь и вдохновение веры (и конечно стремление к совершенной чистоте и доброте внутреннего существа). Им неоткуда взяться, если нет присутствия божества, или тех, в ком Бог живет, кто сам полон вдохновения и доброго Духа Свята, так я думаю. Иначе вера остается виртуальной, чем-то вроде кодекса строителя коммунизма, который (кодекс) вроде и хорош, но почему-то не работает.

Edited at 2012-07-29 11:46 pm (UTC)
Без новых усилий богословской мысли не может быть ...
Не только подлинной верности преданию, но и сама земная церковь начинает деградировать и рушиться.
Флоренский
"Самое главное, о чем я вас прошу, - писал он в своем завещании, - это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним.Этим я говорю все, что имею сказать.Остальное - либо подробности, либо второстепенное".
Владимир Лосский знал о чем говорил, поскольку его собственные богословские усилия были, пожалуй, последними в восточнохристианской традиции, которые были достойны названия богомыслия.
Позитивный ресурс православия, увы, исчерпан, на мой взгляд, но... "сами не входят и другим не дают": богословские усилия других пожалуй, уже веками (Вл.Соловьев, С.Булгаков, блаж. Иоанн Бреславский)подвергаются опорочиванию, анафеме или искажению до противоположного - запрету, в общем.
На этих собаках на сене вина за вакуум божественных сфер в церквях и душах. И за отсутствие богословия тоже - ведь чтобы богословствовать, надо знать не столько языки и историю земную или библейскую, сколько БОГА.
Они не знают Его.
А вышеназванные - знают.